Туризм: страны и города

Туризм: страны и города

экспедиции и путешествия на тибет

экспедиции и путешествия на тибет Пути попадания в Тибет

Самый простой путь попадания в Тибет - мгновенное перемещение либо перемещение в сновидении. Тем же, кто предпочитает тяготы классического паломничества, предлагается прочитать нижеследующее описание.
Голмуд - Лхаса

Этот путь называют еще дорогой через Амдо/Цинхай - очень красивый логичный маршрут попадания в Тибет: город Синин (Xining, провинция Цинхай) на огромном озере Кукунор - по железной дороге до города Голмуд (Golmud, та же провинция) - по автомобильной трассе через пятитысячные перевалы прямиком до Лхасы, пересекая основную часть Тибетского нагорья.

Синин - это столица провинции Цинхай, город находится уже на высоте 2275 м. Сюда легко можно добраться на самолете из Пекина и Ланьчжоу, либо на поезде из Сианя, Ланьчжоу, Пекина. В окрестностях Синина находится один из шести главных монастырей буддистской школы Гелугпа - монастырь Кумбум или Таэрси (Kumbum, по тибетски - сто тысяч образов), здесь родился основатель школы Гелугпа учитель Цзонкапа, здесь же неподалеку родился в 1935 году нынешний Далай-лама. Сегодня открыты 6 храмов монастыря, количество монахов достигло 500 человек, в монастыре можно переночевать за 10 юаней. Добраться до Таэрси/Кумбума можно из Синина на автобусе - 45 минут до главной площади города Хуанчжун (Huangzhong), затем один километр пешком.
В окрестностях Синина раскинулось самое большое соленое озеро в Китае - Кукунор или озеро Цинхай (Qinghai Hu), 4000 кв.км. Птичий Остров (Niao Dao) на западном конце озера - настоящий рай для орнитологов, тысячи редких птиц, включая черношеего аиста, живут здесь поздней весной и ранним летом. Самостоятельно можно посетить Кукунор, проехав три часа на поезде Синин - Голмуд в сторону Голмуда, сойдя на станции Кету и прогулявшись один час до озера.

Два поезда из Синина идут в Голмуд: один, местный, ходит ежедневно, другой, экспресс, - через день. Билет стоит 130 юаней в жестком спальном вагоне, 66 юаней - сидячее место в жестком вагоне. Местный поезд отправляется утром и прибывает в Голмуд ровно через сутки, экспресс уходит около 18.00 и приходит в 15.00 на следующий день. Это - 781 км пути через суровую пустыню Цайдам, издавна служившую преградой на пути всех путешественников в Тибет.

Городок Голмуд, 3200 м над уровнем моря, похож на форпост где-то на Диком Западе, на последней границе освоенных земель. Главная задача всех прибывающих сюда - умудриться сесть на автобус в Лхасу, чтобы тебя не ссадили по дороге (ибо ты едешь самостоятельно, а не в организованной группе) и благополучно миновать два китайских военных поста километрах в 70 от города на пути в Тибет. Вся суть в том, что обычно местные автобусы не продают иностранцам билеты в Лхасу. Можно объехать на такси военные посты и заняться автостопом, хотя тут вы сильно рискуете надолго застрять где-нибудь на пяти тысячах метров. Можно пробовать сесть на автобус в Голмуде, ситуация меняется, и сегодня вполне возможно, что иностранцев сажают. В любом случае, у вас уже должно быть разрешение на посещение Тибета. Если иностранцев сажают в автобус, то это обычно обязательный трехдневный тур Голмуд - Лхаса (в одну сторону), стоит который от 500 до 900 юаней. Лучше всего садиться в комфортабельные японские автобусы - путешествие долгое и трудное, ночи в пути обжигающе ледяные, перевалы захватывающе высокие. Надо брать с собой еду, воду, теплую одежду. Возможно, будет ночевка в пути - надо брать теплый спальник. Если вы будете ехать в кузове грузовика, готовьтесь к экстремальному туризму. Длина пути Голмуд - Лхаса - 1115 км, автобус может ехать от 30 до 50 часов, дольше, если серьезно сломается где-нибудь посреди высокогорного плато. Самый высокий перевал дороги - Тангла, 5180 м.

Итак, способ поведения на этом пути: приехать в Голмуд и, не задерживаясь здесь долго, пытаться уехать в Лхасу, рассчитывая максимум на сумму в 900 юаней, минимум - 400 юаней, говорят, некоторые уезжали за 70 юаней.

Чэнду - Лхаса

Это - относительно легкий путь: вы приезжаете в город Чэнду (Chengdu), столицу провинции Сычуань, идете в одно из туристических агенств и заказываете сразу разрешение на посещение Тибета и билет на самолет Чэнду - Лхаса. Обычно стоимость включает трансфер из аэропорта и трехдневный тур по Лхасе, обратный перелет не включен. Цены варьируются от 1800 (без трехдневного тура) до 3000 юаней (с туром). Другая альтернатива самолету - долгая дорога на грузовиках по маршруту: северная ветка - Чэнду - Кандин (Kangding) - Гардзе (Garze) - Деге (Dege) - Чамдо (Chamdo) - Нагчу (Nagqu) - Лхаса; южная ветка - Чэнду - Кандин - Литан (Litang) - Маркам (Markam) - Батан (Batang) - Бамдо (Bamdo) - Ньингчи (Nyingchi) - Лхаса. Это - одна из самых высоких, трудных, опасных и прекрасных дорог в мире. Шоссе проложено только до Кандина, официально этот путь закрыт из-за опасностей путешествия, туристов заворачивают на многочисленных пропускных пунктах (особенно известен этим мост за городом Деге). Единственный способ передвижения - грузовики (когда-то, до 1985 года, ходил автобус Чэнду - Лхаса, который совершал это эпическое путешествие за несколько недель!). Основные места скопления нужных грузовиков находятся в Чэнду и Чамдо. Если вы путешествуете из Лхасы в Чэнду, полиции и военным до вас нет дела, никто не будет заворачивать вас обратно в Тибет. Это правило касается всех путей в Тибет: если вы едете обратно, вы властям не нужны. Берите с собой еду, теплую одежду и спальник, и готовьтесь к суровым испытаниям - здесь вы сами по себе. Длина южной дороги Чэнду - Лхаса - 2085 км.

Катманду - Лхаса, Дорога Дружбы

Это - самый распространенный путь туристов в Тибет: прибытие в Катманду, ожидание, пока сделают разрешение на посещение Тибета в составе группы, затем дорога - либо прямо самолетом до Лхасы, либо на автобусах через границу: Катманду - Кодари - пеший переход черех границу - Жангму (Zhangmu) - Ньялам (Nyalam) - Лхатзе (Lhaze) - Шигадзе (Shigatse) - Гьяндзе (Gyantse) - Лхаса. Дорога проходит по основным центрам Центрального Тибета: монастырь Ташилунпо в Шигадзе, крепость-дзонг в Гьяндзе, озеро Ямдрок Цо (Yamdrok Tso), вместилище жизненной силы Тибета. Длина пути Катманду - Лхаса - 1002 км. Рейсовые автобусы от границы (Жангму - Лхаса) стоят около 130 юаней, путешествие занимает три дня. Комфортабельный микроавтобус на 10 человек может стоить до 1000 юаней с человека за шесть дней неспешного путешествия между Лхасой и границей.

Кашгар - Лхаса

Официально запрещено двигаться по этой дороге в направлении Кашгар - Лхаса, в обратном можно вполне выехать из Тибета. Эта дорога интересна тем, что проходит через район Кайласа, и, попадая в Тибет, или выезжая из него, можно совершить паломничество к этой святыне всей Азии. Дорога идет по пустыне Такла Макан, пересекает высокие перевалы Куньлуня, проходит в непосредственной близости от второго по высоте пика Земли - К2 или Чогори, траверсирует пустынный высокогорный район Нгари/Али (Ngari/Ali), проходит через спорные приграничные с Индией территории Аксай Чин (Aksai Chin). Трасса видит чрезвычайно мало движения, здесь плотность населения чрезвычайно мала, это по-настоящему дикие места. Постоянно двигаясь, машина проходит дорогу Кашгар - Лхаса за девять дней, удачливые автостопщики добирались из Лхасы до Кашгара за 16 дней, другим на это требовались месяцы. Как говорилось уже о многих путях в Тибет, эта трасса - одна из самых сложных в мире. За городом Йечен (Yecheng) стоит военный пост, заворачивающий иностранцев обратно в Кашгар. В двух единственных городах на трассе - Йечене и Али (Ali, его еще называют Shiquanhe - Шицюаньхэ) - стоят военные гарнизоны, в том числе следящие за тем, чтобы иностранцы не появлялись в этих местах. Следует отметить, что от Али трасса разветвляется на две ветки - северную и южную, северная проходит через Гердзе (Gerze), на ней более оживленное движение, южная идет через Кайлас и видит гораздо меньше машин. Оба трассы сходятся в городе Рака (Raka). Расстояние между Кашгаром и Лхасой - 3105 км. Я лично знаком с одним русским человеком, который в одиночку примерно в течение месяца, имея китайскую визу, разрешение в Тибет и сто долларов в кармане, преодолел эту трассу, двигаясь из Кашгара.

Юньнаньский путь

Та же самая история: одна из самых красивых и суровых трасс в мире, официально путешествие по ней в сторону Тибета запрещено, многочисленные посты возвращают и штрафуют иностранцев, движение осуществляется исключительно на грузовиках, тяготы пути - исключительные. Лучшая политика автостопщика на трассе, как и на любой трассе в Тибет: продолжать постоянное движение, приезжать в город поздно ночью, уезжать рано утром, не показываться на глаза людям в форме, иметь с собой еду и теплые вещи. Трасса начинается в городе Чжундянь (Zhongdian, провинция Юньнань): Чжундянь, пропускной пункт - Дэчэн (Deqen) - Гецзехе (Gejiehe), граница с Тибетом - Яньцзин (Yanjing) - Маркам (Markam), южная ветка трассы Чэнду - Лхаса, пропускной пункт. Далее, выехав за Маркам, вы уже в Тибете и можете двигаться через Ньингчи на Лхасу. Эта трасса проходит по крайне живописному району Восточного Тибета - Кам, где мощные реки Азии (Янцзы, Брахмапутра, Меконг, Салуин) прорывают пяти-шести тысячные хребты и текут в грандиозных глубочайших каньонах.

Маршруты по Тибету

Минимальное количество дней на Тибете - 14, не считая дороги. Если нет такого времени, то лучше провести семь дней в Лхасе, обстоятельно исследовав город и окрестности. Ниже предлагаются возможные маршруты, зависящие от количества дней в Тибете.

Лхаса, 7 дней: осмотр города, площадь Баркхор, храм Джокханг, дворец Потала, Норбулингка, один день на посещение монастыря Дрепунг, один день на посещение монастыря Сэра, один день на посещение монастыря Ганден.

Лхаса - Ганден - Самье - Лхаса, 14 дней: осмотр Лхасы и окрестностей, переезд в монастырь Ганден, треккинг Ганден - Самье (смотри статью и описание треккинга на сайте турфирмы "Астравел" - Классические паломничества Тибета: Треккинг Ганден - Самье). После выхода из Самье можно не ехать сразу в Лхасу, а попутешествовать по Долине Царей - Долине Ярлунг Цангпо.

Лхаса - Ганден - Самье - Долина Ярлунг Цангпо - Лхаса, 21 день: все то же самое, только после Самье начинается путешествие по Долине Ярлунг Цангпо (Брахмапутры) - колыбели тибетской цивилизации: монастырь Миндролинг, Ямбулакханг, дворец первого легендарного царя Тибета, гора Ганпо Ри, где впервые на свет появились тибетцы, усыпальницы тибетских царей.

Тзетанг (Долина Ярлунг Цангпо) - Озеро Оракула - Тзетанг, 14 дней: этот трудный горный поход через несколько перевалов проходит по малопосещаемой туристами области Тибета и выводит к священному озеру Лхамо Лхацо (Lhamo Lhatso), называемому также Озером Оракула за то, что в его водах можно увидеть будущее. Ранее существовала традиция паломничества Далай-лам к этому озеру.

Лхаса - Гьянтзе - Шигадзе - гора Кайлас - Кашгар, больше месяца: самое трудное здесь - организовать транспорт до Кайласа. Описание паломничества вокруг Кайласа смотри в статье Классические паломничества Тибета: Кайлас. В Кашгар после завершения коры уезжать необязательно, можно вернуться на Дорогу Дружбы и уехать в Катманду, если есть уже заранее сделанная непальская виза.

Вариант практически полного паломничества в Тибет: Алма-Ата - Кульджа (Инин, Yining) - Урумчи - поезд в Ланчжоу до станции Аньси - Дуньхуан, буддистские пещеры - автобус до Голмуда - Лхаса, - месяц до Лхасы; месяц в Тибете, к концу месяца добираемся до Кайласа; выезд: Кайлас (Барга) - Али - Мазар - Ечен - Кашгар - Аксу - Кульджа - Алма-Ата, - месяц на выезд. Итого - 3 месяца в пути. Расчеты показывают, что, если двигаться все время наземным транспортом, можно уложиться в 1000 долларов на человека за три месяца, не считая стоимости китайской визы и разрешения на посещение Тибета.

Туризм: страны и города. Путевые заметки со всего мира.


Туризм: страны и города © 2010-
Рейтинг@Mail.ru