Туризм: страны и города

Туризм: страны и города

история дальнего востока

Российский Дальний Восток
история дальнего востока Замечательную страницу в историю географических открытий в XVI— XVII вв. на Севере и Дальнем Востоке вписали русские мореходы и путешественники, составившие свои донесения в виде приближенных карт и чертежей. Первое известие о Восточном океане 4 было доставлено в Якутск и оттуда в Москву в 1639 г. Иваном Москвитиным, а наиболее крупными экспедициями к берегам дальневосточных морей стали экспедиции землепроходцев Василия Пояркова в 1643-1646 гг. и Семена Дежнева в 1648 г.

Однако подлинную государственную значимость гидрографические исследования приобрели в эпоху Петра I, когда возникла острая необходимость в обеспечении безопасности плавания строившегося военно-морского флота. Изучение водных путей для установления контактов с внешним миром стало одним из основных дел Петра I. Первыми научными исследованиями, которыми начал заниматься молодой царь, были гидрографические работы – съемки реки Дон от Воронежа, где начал строиться флот, до Азова, выполнявшиеся под руководством вице-адмирала Корнелия Крюйса в 1696 г.

В 1718 г. в Санкт-Петербурге создается Адмиралтейств-коллегия – высший административный орган управления флотом, к которому перешло руководство всеми морскими экспедициями, гидрографическими и картографическими работами. Тем не менее, Петр I по-прежнему лично принимал решения о производстве описи различных морей и организации самих экспедиций. До последних дней жизни он живо интересовался всеми вопросами, связанными с выполнением гидрографических работ в России.

Первые гидрографические исследования Восточного океана по поручению Петра I выполнены в 1719 г. под руководством выпускников Санкт-Петербургской морской академии – геодезистов И.М. Еврейнова и Ф.Ф. Лужина, которым предписывалось выяснить «сошлась ли Америка с Азией», так как об открытии Семеном Дежневым пролива между Азией и Америкой к тому времени было забыто.
Пакетботы «Святой Петр» и «Святой Павел» стали первыми крупными кораблями, построенными на Дальнем Востоке России
история дальнего востока По материалам этой экспедиции была составлена карта Охотского моря с Курильскими островами, основанная на астрономических пунктах, однако дойти до пролива экспедиция не смогла, и вопрос о соединении Американского и Азиатского континентов остался открытым. Это послужило поводом организации Адмиралтейств-коллегией первой Камчатской экспедиции (1725-1730 гг.). Петр I собственноручно пишет наказ: «1) Надлежит на Камчатке или в другом тамож месте сделать один или два бота с палубами. 2) На оных ботах плыть возле земли, которая идет на норд и по чаянью (понеже оной конца не знают) кажется, что та земля часть Америки. 3) И для того искать, где она сошлась с Америкой». Командовать экспедицией Петр повелел капитану-командору Витусу Берингу, помощниками ему назначались Алексей Чириков и Мартын Шпанберг. В июле 1727 года вся экспедиция собралась в Охотске. Еще год ушел на то, чтобы доставить грузы на Камчатку и построить корабль. 8 июля 1728 года его спустили на воду и дали имя «Гавриил», Вскоре корабль вышел в море. Первая камчатская экспедиция произвела опись северо-восточного берега Азии от реки Камчатка до мыса Дежнева и далее по параллели 67°19' северной широты. Результатом ее деятельности явилась карта северо-восточных берегов России. Она сразу же вошла во все атласы мира.

28 декабря 1732 г. указом Сената была организована вторая, получившая название Великой северной экспедиции. Весной 1735 г. в Охотске заложили два крупных корабля, и в июне 1740 г. пакетботы «Святой Петр» и «Святой Павел» – были спущены на воду. Длиною в 80 футов, шириною 22 фута и с осадкой в 9,5 фута, корабли поднимали по 6 тыс. пудов груза, имели по две мачты с бригским вооружением и по 14 небольших пушек. На «Святом Петре» было 77 человек. Командовал кораблем Беринг. «Святым Павлом» командовал капитан Чириков, при котором состояли лейтенанты Чихачев и Плаутин, штурманы Дементьев и Елагин. На пакетботе – «комплект служителей всех чинов 69 человек, да астрономии профессор один, при нем два солдата, да слуг офицерских три человека, итого всех чинов 75 человек».

8 сентября 1740 года экспедиционные корабли покинули Охотск. Задержавшись в Большерецке-на-Камчатке, они почти через месяц прибыли в Авачинскую губу. С этого времени поселок на ее берегу стал называться Петропавловском. Простояв больше полугода в гавани, 4 июня 1741 года оба корабля вышли в Тихий океан, и 15 июля «Святой Павел», а 16 июля «Святой Петр» раздельно достигли берегов Америки, описав на обратном пути гряду Алеутских и Командорских островов.

история дальнего востока Рис.10. Шлюпы «Надежда» и «Нева» прошли проливом Дрейка в Тихий океан и открыли морской путь на Российский Дальний Восток. Крупный океанский флот Китая в те времена был блокирован национальными междоусобными конфликтами и уже не совершал регулярных дальних походов на север Тихого океана.
С 1803 г. началась целая серия кругосветных и тихоокеанских плаваний русских моряков из Санкт-Петербурга. Небольшие парусники «Надежда» и «Нева» под командованием И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского в 1803-1806 гг. обошли вокруг земного шара, открыли и описали многие острова Тихого океана.

На парусных шлюпах «Восток» и «Мирный» Ф.Ф. Беллинсгаузен и М.П. Лазарев в 1821 г. открыли и описали новый материк — Антарктиду.

Ф.П. Литке на бриге «Новая Земля» в 1821-1824 гг. произвел съемку островов Новая Земля в Северном Ледовитом океане. До этого Литке совершил кругосветное плавание на шлюпе «Камчатка» с заходом в Петропавловск-на-Камчатке и Русскую Америку на Аляске. В 1826-1829 гг. он совершил второе кругосветное плавание на шлюпе «Сенявин». Вместе с Ф.П. Врангелем и К.П. Бэром он выступил с инициативой создания Русского географического общества, первое Собрание которого прошло 19 сентября 1845 года. Покровителем общества стал Государь Император Александр Николаевич, первым председателем – Государь великий князь Константин Николаевич. Ф.П. Литке, как вице-председатель, руководил работой общества с 1846 г. С 1864 по 1880 гг. он же возглавлял – Петербургскую академию наук.

Мореплаватели всегда были передовыми деятелями русского общества. Благодаря участию в русских кругосветных плаваниях видных ученых мировая наука обогатилась материалами по многим отраслям знаний, по совершенно неизученным до этого явлениям и странам. Памятниками мореплавателям, прославившим Россию и поднявшим мореплавание страны на новую высоту, служат многочисленные русские названия в различных пунктах Мирового океана. Во многих уголках света сохранились и имена самих мореплавателей. Бурное развитие мореплавания с середины 1850-х гг. потребовало активизации гидрографических работ на морском побережье и значительного улучшения корабельного навигационного оборудования.

история дальнего востока Рис.11. Фрегаты «Аврора», «Диана», «Паллада» и военный транспорт «Байкал» составили Тихоокеанский флот Амурской экспедиции адмирала Г.И. Невельского, противостоявшей объединенному англо-французскому флоту на Дальнем Востоке России. В соответствии с действовавшими тогда соглашениями все действия русской миссии согласовывались с китайскими властями в Пекине. Но главным военным союзником русского флота все же оставались только холодные ветра, постоянные туманы и неистовые шторма дальневосточных морей.

Исследование и освоение заснеженных дальневосточных территорий и океанских берегов в северной части Тихого океана приходится на очень сложный исторический период – на середину XIX века, и связано с именем мореплавателя адмирала Геннадия Ивановича Невельского, с именами его доблестных сподвижников. Г.И. Невельской на военном транспорте «Байкал» в 1848-1849 гг. совершил переход с Балтийского моря в Тихий океан, исследовал Амурский лиман и установил, что Сахалин является островом, показал фарватеры по которым в Амур могут проходить морские суда. Транспорт «Байкал», фрегаты «Аврора», «Диана» и «Паллада» образовали в те годы как основу Дальневосточного военно-морского, так и научно-гидрографического флота России. Возглавляемая адмиралом Г.И. Невельским Амурская экспедиция (1950-1856 гг.), основанные в ее ходе многочисленные посты в устье Амура и на острове Сахалин, позволили без единого выстрела отстоять Приморье, Приамурье и Сахалин для Отечества.

Одно только перечисление научно-практических достижений российских гидрографов, картографов и геодезистов не даёт полной картины совершённых ими подвигов во имя будущего освоения планеты. Во все времена их работа – это работа в полевых условиях. Но во все времена у них было нежно-трогательное отношение к своим измерительным инструментам, мастерство и умение в их изготовлении, выверке, использовании и ремонте. Всегда геодезические, картографические и гидрографические работы по своей точности значительно опережали многие практические науки своего времени. Строжайшая сохранность и секретность итоговых материалов экспедиций, полное понимание важности работ для государства, братское отношение к коллегам по совместным экспедициям. Независимо от политической обстановки, погодных условий, состояния собственного здоровья – экспедиционные работы выполнялись с надлежащей тщательностью. Но и государство всячески поддерживало своих первопроходцев. Стоит отметить тот факт, что в мирное время все корабли Императорского флота широко привлекались к обеспечению гидрографических исследований. Месяцами броненосец мог ждать у заданного участка побережья прибытия исследователей для их последующей доставки в порт или на другой маршрут.

Рис.12. Танкер «Оха», морская стационарная нефтедобывающая платформа «Моликпак» и самоподъемная буровая платформа «Сахалинская» на северо-восточном шельфе острова Сахалин в 1999 г. Столь сложные морские сооружения устанавливаются в мелководных акваториях с наибольшей штормовой опасностью. Для предотвращения чрезвычайных и аварийных ситуаций требуется комплексное гидрометеорологическое обеспечение и гидрографическое обустройство морского района и близлежащего побережья

Туризм: страны и города. Путевые заметки со всего мира.


Туризм: страны и города © 2010-
Рейтинг@Mail.ru