Туризм: страны и города

Туризм: страны и города

шаманы алтая

У джунгарских племен, как и у восточных монголов, до принятия буддизма существовала древняя религия - шаманизм, называемая "черная вера". Шаманизм имеет древнюю историю на территории Центральной Азии. Старинные китайские летописи сохранили описания религии и шаманов хуннских племен, живших в Монголии. Пришедшие им на смену древние тюрки, по данным древних китайских хроник, как и хунну, проводили моления Небу, божеству Земли. Их камы, как и хуннские шаманы, тоже насылали на неприятеля дурную погоду и болезни, приносили жертвы Небу, прося его милостей.

В китайской хронике "Суйшу" говорится: "Хунну велели шаманам на всех дорогах, по которым могли бы следовать китайские войска, а также в местах около воды закопать в землю овец и быков и просить духов ниспослать на китайские войска погибель".

"Черная вера" монголов была религией основателя монгольской империи Чингисхана. Согласно летописи Рашид ад-Дина, на собрании-курултае монгольской аристократии шаман Кокэчу провозгласил хана Темучина - Чингисханом. Так религия "Вечно синего неба" на протяжении столетий до прихода буддизма оставалась верой монгольских племен.

Монголы понятие о высочайшем существе соединяли с понятием о небе, которое является существом материальным и духовным. Небо представлялось монголам правителем мира, вечным источником жизни. Небо считалось мужским началом, а земля женским природы; первое дарует жизнь, а вторая форму. Небо дает человеку судьбу - "дзая" и видит все поступки и помыслы человека. Оно указывает знаками на нарушение. В 15 веке монголы взяли в плен китайского императора и осудили его на рабство. Однажды ночью увидев, что из его чашки выходит багровое сияние, монголы отправили его обратно в Китай, поскольку это являлось знаком неба. Чингисхан в разговоре со своими близкими говорит, что счастье, с которым ничего не может сравниться - покровительство неба.

Земля также являлось одним из важнейших объектов поклонения монголов. Они называли духа - хозяйку земли - Этуген. Земле поклонялись, разбрызгивая молоко, кумыс или чай.

Шамана мужчину монголы называли "бoo", женщину "удаган". Все обитатели Северной Монголии населяют духами окружающий человека мир природы. Каждая долина, каждая гора имеют своего духа или хозяина, который по-монгольски называется "сабдык" по-алтайски "ээзи". Человек обязан с почтением относится к этим духам. Кочевники придают иногда духам фантастические формы из плоти, так Дорвуды представляют садбыка с птичьим клювом, но в то же время эти представления сливаются с самой природой. Хозяин горы или долины и есть сама гора или долина. Каждая местность - живое тело. Имена духов особо почитаемых священных гор и мест хранятся в тайне, не произносятся вслух без всякой надобности.

Обычаи и традиции современного населения Монгольского Алтая уходят своими корнями к культурному наследию древних народов, населявших территорию Центральной Азии. Отголоски древних шаманских обрядов, назначение которых со времен было утрачено, продолжают сохраняться и заново осмысливаться. Например, культ гор с многочисленными каменными "обо" рассыпанными практически по всем перевалам и почитаемым вершинам огромной и пустынной Центральной Азии. У монголов существует обычай "брызгать" духам местности. Остановившись на перевале, слега прикасаются к спиртному безымянным пальцем и брызгают в сторону вверх. Священное почитание природы живет на территории Монгольского Алтая. В некоторых из монгольских сомонов Ховдского и Увс-Нурского аймаков среди местного населения существуют отдельные люди, выполняющие гадания, изгоняющие злых духов тяжелой болезни. Гадания на камнях, бараньей лопатке, подношение духам молочной пищи и брызг напитков на перевалах, воскурение можжевельника и десятки других магических процедур, ускользающих от взглядов приезжих людей, среди горных хребтов и пустынь Монгольского Алтая.

Туризм: страны и города. Путевые заметки со всего мира.


Туризм: страны и города © 2010-
Рейтинг@Mail.ru