Туризм: страны и города

Туризм: страны и города

азербайджан нефть

Международный валютный фонд опубликовал недавно прогноз, согласно которому валовой внутренний продукт Азербайджанской Республики в текущем году возрастет на 9,1%. Это выше, чем у непосредственных соседей (Армения - 7,0%, Грузия - 8,5%, Россия - 7,3%, Иран - 6,6% и Турция - 5,0%). Прогноз МВФ для Азербайджана на 2005 год также благоприятен - 11,4%. В СНГ по темпам роста Азербайджанской Республике, судя по оценкам МВФ, не будет равных: прогнозируемое второе место для Казахстана оценивается в 8,5%, третья позиция Таджикистана - в 8,0% роста ВВП, далее идут Россия (6,6%), Армения, Грузия и Украина (по 6,0%).

Прогнозы правительства АР еще более оптимистичны, чем оценки МВФ. Мы ожидаем, что экономика страны возрастет в будущем году на 14,1%, в результате чего ВВП Азербайджана достигнет 47,8 трлн манатов, что составляет почти 10 млрд долларов США. Набранный темп развития экономики, структурные преобразования и рост иностранных инвестиций позволяют нам надеяться, что Азербайджан сможет удвоить ВВП в течение предстоящего пятилетия.

Здесь уместно совершить небольшой экскурс в историю. Как известно, в сентябре 1994 года по инициативе общенационального лидера президента Азербайджанской Республики Гейдара Алиева с участием известных нефтяных компаний ведущих стран мира был подписан первый нефтяной контракт, который из-за крупных объемов предусмотренных инвестиций был назван "контрактом века". Говоря о значимости данного проекта, отмечу, что на момент подписания контракта политическая ситуация в Азербайджане была практически полностью стабилизирована, однако в экономике по-прежнему наблюдался спад, в том числе и в нефтяном секторе. Подписание нефтяного контракта "Азери-Чираг-Гюнешли" стало важным и значимым шагом как в целом для дальнейшего экономического развития страны, так и для развития нефтяного комплекса в частности.

В настоящее время по объему инвестиций на душу населения Азербайджан занимает одно из ведущих мест среди стран СНГ и Восточной Европы. Суммарный объем вложенных инвестиций за истекший период достигает 20 млрд долларов США.

Продолжается процесс приватизации. Он вступил в свою основную стадию - стратегической приватизации.

Приватизация рассматривается нами не как самоцель, а скорее как средство изменения формы собственности с целью стимулирования развития частного сектора и укрепления экономического потенциала страны. Экономическая политика государства заключается не в том, чтобы максимально дорого продать госпредприятие, в результате чего его деятельность может быть и приостановлена. Наша основная задача - восстановление деятельности предприятий, сохранение имеющихся на них рабочих мест, а также открытие новых. На сегодня обеспечена приватизация почти половины из них. Делается это посредством как продажи на инвестиционных конкурсах, так и передачи в управление, а также за счет продажи государственной доли в некоторых совместных предприятиях. Работы в данном направлении продолжаются. На очереди такие СП в сфере телекоммуникации, как Azercell, AzEurotel, а также и объекты металлургии, нефтяного машиностроения, химической промышленности и других отраслей.

Мы не сторонники быстрого завершения приватизации госпредприятий. Дело в том, что необходимо соблюдать интересы трудовых коллективов приватизируемых предприятий, участие которых предусмотрено в виде продажи им 15%-ного долевого участия.

Возвращаясь к бюджету будущего года, хочу отметить, что он сверстан вовсе не в расчете на сверхдорогую нефть; базовая цена нефти в нем предусмотрена на уровне $25 за 1 баррель. Мы предпринимаем последовательный комплекс мер, направленных на снижение инфляции: в следующем году ее темпы прогнозируются в рамках 5%, что означает почти однопроцентное снижение по сравнению с теперешним уровнем (5,9%). Наряду с этим ожидается заметный рост объема внешнеторгового оборота республики. Экспорт составит $3,9 млрд, импорт - $3 млрд, а положительное сальдо внешнеторгового баланса - $900 млн. Конечно, мы вовсе не в восторге от того, что львиная доля нашего экспорта приходится на углеводороды; на выправление этой ситуации как раз и направлены мероприятия, нацеленные на развитие ненефтяного сектора.

Как и в предыдущие годы, госбюджет 2005 года будет социально направленным: объемы финансирования образования, здравоохранения вырастут, а также будут повышены минимальная заработная плата и пенсии, осуществлены положительные шаги в направлении усовершенствования экономического законодательства.

На будущий год запланирован существенный рост инвестиционных затрат из бюджета, в частности затрат на поддержку предпринимательства. На эти цели Национальный фонд поддержки предпринимательства (НФПП) предусматривает выделение почти 200 млрд манатов, что вдвое больше объемов текущего года. Предусмотрено также выделение еще 100 млрд манатов с целью закупки сельскохозяйственной техники для создаваемых в стране агротехсервисов.

Все эти положительные и значительные изменения в бюджете являются итогом роста нефтяных доходов страны и проводимой главой государства экономической политики.

В настоящее время успешно реализуется госпрограмма по сокращению уровня бедности и стимулированию экономического развития, охватывающая 2003-2005 годы. За истекший период по всем регионам республики открыто до 80 тысяч рабочих мест - восстанавливаются старые, создаются новые предприятия в строительном комплексе, транспорте, в сфере производства стройматериалов, услуг и в других отраслях экономики.

Еще до президентских выборов прошлого года нынешний глава государства Ильгам Алиев заявил в ходе своей предвыборной кампании о планах создания в течение ближайших пяти лет 600 тысяч новых рабочих мест. Эта цель сформулирована как важная экономическая задача государства. В чем ее значение? Если в стране не будет безработицы, то автоматически будут устранены многие актуальные проблемы.

Мы стараемся, чтобы доходы граждан не были ниже минимального размера потребительской корзины. Отсюда - четкая социальная направленность госбюджета страны на будущий год. В нем предусмотрены меры по соцобеспечению беженцев и вынужденных переселенцев, система адресной помощи пенсионерам и т. д. Замечу кстати, что среднемесячная заработная плата в стране за первые девять месяцев текущего года выросла на 25,2%, в то время как инфляция снизилась до 5,7%.

После завершения реализации нынешней госпрограммы в Азербайджане предусматривается принятие новой - Государственной программы устойчивого человеческого развития. Она будет рассчитана примерно на 10 лет, вплоть до 2015 года. К разработке новой программы мы приступим в начале 2005 года.

Цель государства состоит в том, чтобы превратить "черное золото" в "человеческое золото". Сегодняшняя ситуация стабильного и ускоренного развития Азербайджана позволяет надеяться на то, что к 2015 году мы сможем достичь еще большего сокращения бедности в стране, чем это предусмотрено планами ООН, то есть опустить планку уровня бедности с первоначального показателя - 49% в 2002 году - до менее 20%.

Азербайджан с 1992 года тесно сотрудничает с международными финансовыми организациями, в частности, с Международным валютным фондом (МВФ), Всемирным банком (ВБ). Это сотрудничество пошло на пользу нашей республике, и мы намерены его продолжить. Да, МВФ порой выдвигает очень тяжелые условия перед правительством Азербайджана в рамках кредитования республики, а иногда даже меняет их по ходу дела. К примеру, фонд выступал с довольно радикальной позиции в вопросе повышения цен на энергоносители. Но мы потом все же решили данный вопрос, сумев убедить наших партнеров в том, что ни в одной стране мира в течение одного года цены на энергоносители не повышались вдвое: ведь впоследствии это может привести как к экономическому кризису, так и напряжению социальной ситуации в стране.

В вопросах продвижения реформ мы сотрудничаем с Всемирным банком, с которым у нас не имеется каких-либо проблем и разногласий.

Подчеркну, что и без рекомендаций международных финансовых организаций Азербайджан сам намерен продолжать экономические реформы. Подписанный главой государства в ноябре прошлого года указ об ускорении социально-экономического развития определяет в виде конкретных государственных планов практически все выдвигаемые со стороны МВФ рекомендации.

Мы четко осознаем, что международные финансовые организации не являются для Азербайджана высшим органом. Финансовые институты лишь адресуют правительству республики определенные рекомендации, которые впоследствии обсуждаются сторонами. Те рекомендации, которые приемлемы для нас, мы применяем, неприемлемые - отклоняем.

Наша страна в качестве государства-наблюдателя с 1997 года ведет переговоры о вступлении во Всемирную торговую организацию. Решением этого вопроса занимается специальная комиссия, которая разработала и представила на обсуждение руководства ВТО все необходимые документы. Членство в ВТО будет способствовать привлечению иностранных инвестиций в экономику страны, а также позволит привести в соответствие со стандартами ВТО наше законодательство, судебно-правовую систему, производимую в стране продукцию. Одним из требований ВТО является устранение механизма государственного субсидирования, в направлении чего мы в настоящее время и движемся.

Сроки вступления Азербайджана в ВТО зависят непосредственно от оценки руководством этой организации проводимых нами реформ, а также от мнения других стран-участниц организации. Никакой опасности от вступления во Всемирную торговую организацию для экономики страны мы не усматриваем.

Кстати, согласно нашим прогнозам, в следующем году инвестиции в экономику Азербайджана из всех источников финансирования составят 4,7 млрд долларов США, или на 1 млрд долларов больше, чем намечено получить в 2004 году. У нас есть все основания утверждать, что в предстоящие четыре года объем инвестиций будет увеличиваться на 20% ежегодно. При этом объем внутренних инвестиций возрастет за этот период более чем втрое и составит 2,4 млрд долларов в 2008 году.

Фархад Алиев, министр экономического развития Азербайджанской Республики

Туризм: страны и города. Путевые заметки со всего мира.


Туризм: страны и города © 2010-
Рейтинг@Mail.ru