Туризм: страны и города

Туризм: страны и города

культура афганистана

Для сельского населения, которое все еще составляет подавляющее большинство в стране, характерны два основных хозяйственно-культурных типа: с одной стороны, оседлый тип земледельцев и скотоводов засушливой зоны и близкий к нему полуоседлый; с другой - тип кочевников-скотоводов степей и полупустынь и близкий к нему полукочевой.
В литературе нередко преувеличивается кочевое прошлое афганцев и недооцениваются их традиции оседлого хозяйства и быта. Между тем эти традиции имеют весьма прочный ха-рактер, хотя несомненно, что на них оказали влияние соседние народы - оседлые таджики на западе и индийцы на востоке.
Большинство жилых и хозяйственных построек в деревнях - прямоугольные в плане. Ввиду недостатка древесины они строятся из глины или сырцового, высушенного на солнце кирпича. Древесина используется только на стропила, двери, а в богатых домах - и на окон-ные рамы. Деревянные детали - ценное имущество, и нередко семья при переезде на другое место жительства забирает их с собой. Крыша также глинобитная, плоская, с легким скатом в одну сторону, где приделывается желоб для стока воды. На крыше семья ночует летом, и поэтому нередко вокруг нее устраивается ограждение высотой в человеческий рост. Двери и окна выходят во двор, так что к улице обращена только глухая стена дома или глинобитный забор с крепкими двустворчатыми воротами.
Во внутреннем убранстве афганских жилищ основную роль все еще играет не мебель, а ковры и паласы. Для хранения посуды и утвари широко используются ниши в стенах, под-весные сумы и реже, в зажиточных домах, сундуки. Так же убраны внутри и кочевые шатры. Однако оседлые афганцы уже довольно широко употребляют деревянные кровати с веревоч-ной сеткой, в меньшей мере - стулья и столы.
Мужская летняя одежда афганцев шьется из белой или темной хлопчатобумажной ма-терии и состоит из широких шаровар (партуг), стянутых у пояса, и длинной, книзу раскле-шенной или с боковыми разрезами рубахи навыпуск (камис). Поверх рубахи надевают су-конную безрукавку (садрый) или длинную куртку (куртый). На плечи накидывают или обма-тывают вокруг туловища продолговатое хлопчатобумажное покрывало (шарый). В ходу шелковые или хлопчатобумажные халаты. Зимой состоятельные люди носят дубленые вы-шитые полушубки (постин) или безрукавки (постинча), вышитые войлочные халаты (косай). Голову мужчин украшает чалма, обычно обмотанная вокруг светлой, часто обшитой галуном тюбетейки. Сохраняется традиционный цвет чалмы, различный у разных афганских племен. Состоятельные горожане и интеллигенция носят европейский костюм и небольшую караку-левую шапочку (папаха).
Женская одежда также хлопчатобумажная, преимущественно темных цветов: шарова-ры, доходящие до щиколотки, часто пришитые снизу к носкам, длинная рубаха свободного покроя, а для улицы закрытое платье с вышивкой или несколько юбок. Кочевницы, а также большинство крестьянок прикрывают голову и часть лица большим платком. Многие горо-жанки , и особенно учащиеся девушки и женщины из интеллигенции, носят одежду европей-ского покроя, преимущественно темных тонов. На ногах у мужчин и женщин - сандалии традиционного или более современного образца, чаще всего на босу ногу. У женщин обычны украшения: ушные и носовые серьги, кольца, браслеты, бусы, мониста.
Главный предмет питания афганцев - хлеб. Обычный завтрак, обед или ужин - лепеш-ки со свежими или вареными овощами и фруктами, нередко заменяющими бедноте сахар. Большое место в ежедневном рационе населения занимают молоко и молочные продукты. Только состоятельным слоям населения доступно мясо, равно как и высшие сорта риса для приготовления плова. В пищу кладут много перца и пряностей. Главный напиток - чай.
Разрешенное исламом многоженство (до 4 жен) доступно только состоятельным слоям из-за исключительно высокой платы за невесту. У большинства народов Афганистана бытует обменный брак - взаимный обмен невестами между родственными семьями без уплаты ка-лыма, а также левират: вдова, за которую был в свое время уплачен калым, остается в семье умершего мужа и выходит замуж за его брата или другого родственника. В то же время раз-вод, практически невозможный по инициативе женщины, не представляет никаких затрудне-ний для мужчины.
Богато и разнообразно устное народное творчество афганцев. Эпические фольклорные произведения: легенды, былины - отражают быт и чаяния народа, героические страницы борьбы за независимость. В них часто проза чередуется с песенно-стихотворными отрывка-ми. Многочисленные сказки, в том числе короткие, как басни, хикаяты, сюжеты которых распространены по всему Среднему Востоку. В стихотворном и песенном творчестве ис-пользуются традиционные формы: чарбайта и газели. Самобытны частушки-двустишия. По-пулярны танцевальные, обрядовые, колыбельные, трудовые, боевые песни. Известен боевой танец атан, выражающий свободолюбивый дух народа. Афганская народная музыка обладает яркими национальными особенностями в мелодике и ритмике. Она исполняется на инстру-ментах, сходных со среднеазиатскими и индийскими: скрипке, зурне, барабане, бубне и др.
Изобразительное искусство Афганистана имеет многовековую историю, о чем свиде-тельствуют многочисленные наскальные изображения и найденные при раскопках предметы относящиеся к периодам расцвета бактрийского, греко-бактрийского, гандхарского искусств.
Сохраняются самобытные традиции прикладного искусства: художественной обработ-ки металлов, резьбы по дереву и камню, вышивки и знаменитого ковроткачества гератского и соседних туркменских районов со специфическими расцветками и рисунками ковров.
Литература Афганистана на языках пушту и фарси-дари преодолевает средневековые каноны, ограничивавшие ее тематику любовной лирикой. Поэты все больше используют формы, близкие и понятные народу. Прозаики освоили жанры бытового очерка, повести, драмы и комедии. Переведен ряд произведений классиков русской литературы.
Становление национального театрального искусства прошло через стадии небольших любительских театров и бродяг

Туризм: страны и города. Путевые заметки со всего мира.


Туризм: страны и города © 2010-
Рейтинг@Mail.ru